Институт дополнительного образования
Малое инновационное предприятие
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

 

8 (800) 350-31-83  (звонок_по России бесплатный)

8 (3812) 59-53-43

post@in-do.ru

Версия для слабовидящих

Институт дополнительного образования, Малое инновационное предприятие ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

г. Омск, пр. Мира, 55, корп. 2

Телефон

8 (800) 350-31-83

8 (3812) 59-53-43

Эл. почта post@in-do.ru

Новости
 

Синдром эмоционального выгорания у педагогов! Как не сгореть на работе?

26 октября 2018 г.

Что такое эмоциональное выгорание?

Педагогическая деятельность требует много сил, нервов и предъявляет человеку много требований. Профессия педагога является разноплановой  и сочетает в себе много ролей,  с одной стороны это помогает развиваться, с другой способствует постоянному стрессу.

У каждого человека есть определенный «порог чувствительности к стрессу», и чем он выше, тем большие эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки он может выдержать. Но если  нагрузка усиливается и становится выше «порога чувствительности», то это начинает разрушительно действовать на человека.

 Тут начинает срабатывать определенный защитный механизм, который  получил название – синдром эмоционального выгорания.

Эмоциональному выгоранию подвержены люди, очень включенные в свою работу, отдающие ей эмоции, знания, время.

Факторы риска

Известно большое количество объективных и субъективных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение, а, следовательно, и способствующие возникновению синдрома эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания может развиваться как у учителей с большим стажем работы, так и у молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность.

Высокий уровень проявления этого состояния у учителей с большим стажем обусловлен длительным воздействием профессиональных стрессов, а у молодых учителей – вхождением в новую профессиональную сферу.

Эмоциональное выгорание можно сравнить с инфекционным заболеванием. В коллективе происходит «эмоциональное заражение». Если в организации есть выгорающий работник, то его негативность довольно быстро передается другим работникам.

Признаки проявления СЭВ

Развивается это состояние по стадиям, словно шагает по ступеням.

  • Стадия эмоционального истощения. Эмоциональные перегрузки приводят к попытке самосохранения через отстраненность. О человека часто можно услышать: «ничего я не хочу», «все одно и то же, ничего интересного», «как я ото всего устала, надоело все» и т.п.
  • Стадия деперсонализации. Эта стадия связана с возникновением бесчувственного, а иногда и циничного отношения к людям, в частности, к ученикам: «им ничего не надо, а мне больше их надо?», «неблагодарные, столько сил на них трачу, и все без толку», «ученики сейчас глупые, но хитрые» и т.д.
  • Возникает формальность в отношениях учитель – ученик: «Я не воспитатель, не нянька, а учитель, дам информацию – кто хочет и может, тот поймет, а нет, так нет». Часто жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек.
  • Редукция личностных достижений. По мере развития синдрома появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе: «ничего не получается», «эта профессия – не моя, а что мое?.. не знаю…», «быстрее бы день в школе прошел», «какой смысл в моей работе – не знаю, они и без физики будут больше нас зарабатывать, а мы просто дураки».

Это уже проявление третьей стадии эмоционального выгорания, которая может привести человека к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни.

Синдром эмоционального выгорания  влияет на всех уровнях на человека:

1. Физические изменения: изменение веса, бессонница, плохое общее состояние здоровья.

2. Эмоциональные изменения: безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, неспособность сосредоточиться, чувство вины, истерики, преобладает чувство одиночества.

3. Поведенческие симптомы: во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; импульсивное эмоциональное поведение; формальное выполнение работы; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой.

4. Интеллектуальное состояние – падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, чем творческому подходу.

Что позволяет некоторым учителям оставаться физически и психически здоровыми, малоуязвимыми и «несгораемыми»?

  1. Фактор «личностной выносливости». Это способность быть высокоактивным каждый день, гибко реагировать на различные изменения и быть стрессоустойчивым. Если человек удовлетворен работой и ее результатом и при этом он выгорает, значит стоит говорить о низкой стрессоустойчивости самого человека, низком пороге чувствительности к стрессу
  2. Способность объяснять причины своих успехов и неудач.  Люди, которые могут принимать ответственность за все свои успехи и неудачи менее подвержены СЭВ.
  3. Тактика поведения учителя в трудной профессиональной ситуации. Если преобладающим стилем поведения в трудной ситуации является эмоционально ориентированный стиль, включающий переживание чувства вины, сосредоточенность на недостатках, то эмоциональное выгорание быстрее возникает и интенсивнее развивается. Больше анализируйте возникающие проблемы и активно ищите решение проблемы с опорой на прошлый опыт, тайменеджмент, контролю ситуации и вы будете меньше подвержены СЭВ.
  4. Трудоголизм. Эмоциональному выгоранию чаще подвержены честолюбивые трудоголики, нетерпимые к своим и чужим слабостям, жестко контролирующие ситуацию.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Предотвратить возникновение СЭВ, или снизить его, можно соблюдая следующие рекомендации:

• определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека – состояние успеха);

• использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

• овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);

• профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

• уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);

• эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);

• поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);

• умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

• возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх
Товар добавлен в корзину